Нельзя пытаться сравнить яхту с океанским круизником, как это делают некоторые, категорически нельзя. Это, все равно что пытаться сравнить гимн Советского Союза с песней Чижа “Вечная молодость”. Яхта и есть Вечная Молодость, яхта - это рок-н-ролл, если он тебя зацепил, ты будешь слушать его всю жизнь. Яхта – это морская растафари, это отказ от сухопутного отдыха. И не надо собирать чужие мнения о яхте, ее надо пробовать и самому решить – ты с нами? Миллионы людей уже сделали свой выбор в пользу яхт и никогда им не изменят. Причем, не важно собственная эта яхта, или арендованная – на время аренды она твоя! Все это чувствуешь попадая в марину - вот это движуха! Сотни разных яхт и тысячи разных людей с абсолютно разными целями: кто-то пришел, просто, обслужить, дозаправить яхту и сразу уйти, кто-то останется на ночь - тусить в клубах, кто-то пришел забрать туристов - это про нас. Но не оставляет чувство причастности к чему-то общему! Но, это все эмоции :) Теперь, как все было.
Перелет и трансфер
Предоплату за каюту мы внесли месяца за два, тогда же купили на сайте Аэрофлота и перелет Москва – Сочи – Бодрум, трансферное окно – полтора часа, довольно удобный рейс, не прямой, конечно, но, на тот момент, самый лучший вариант от наших авиакомпаний. За неделю до вылета получили уведомление, что перелет до Сочи будет на два часа дольше, чем было заявлено. Неприятно, но делать нечего. Летели, как всегда, с двумя кабин-сайз чемоданчиками, много вещей на яхте не понадобится, прошли он-лайн регистрацию, и поэтому, миновали огромную очередь у стоек Аэрофлота. Долетели нормально. В Сочи пересеклись с еще одним участником нашего похода, он летел из Тюмени, и в Бодрум мы прибыли втроем. Такси до марины обошлось нам в 32 евро, из-за небольшой пробки, в которую мы попали по пути. Сразу скажу, что такси в обратном направлении, через неделю, стоило 27 евро. Такси работает четко по счетчику, без нытья и выпрашивания доплаты, как часто бывает в Европе. Счетчик и ничего лишнего, тут не переживайте.
Яхта
Яхта та самая, что представлена в описании на интернет- ресурсах “32 румба”, не “такая же” и не “аналогичная”, а именно та самая. Все фотографии и видео-презентации соответствуют действительности. Гулет побольше, чем катамаран на Сейшелах, и поменьше, чем яхта на Мальдивах. На первый взгляд понравился, вроде, все есть. Будем смотреть по ходу дела. Каюту мы выбрали №1, в самом носу, чтобы мимо нас меньше ходили. Как только разместились, нам представили команду, мы выпили за знакомство и сразу вышли в море.
Команда
Каким-то чудесным образом в этом заезде не было кворума туристов - мы вдвоем + две девушки из Смоленска + парень из Тюмени, где остальные - никто не понял, ну, не собрались, и все тут. Есть свободные каюты. По такому случаю, с нами пошел владелец яхты – абсолютно компанейский турок, долгое время живший в Америке. С собой он взял своего лучшего друга и семью: жену, тещу и 4-х месячного сына. Жена и теща - русские, так что никаких проблем с коммуникацией не возникло. Взяты они были при условии, что первая же жалоба от туристов, и последует высадка на берег. Да какие жалобы? Мы так сдружились! А малёк оказался абсолютно спокойным, не орал, дело своё знал туго: ел, спал, гулял - то на ручках, то в какой-то прикольной, удобной раскладушке. Мы еще в очередь становились с ним нянчиться. Клевый пацан! Комфорт во время круиза нам обеспечивала команда из четырех человек. Капитан и шеф-повар - их сложных турецких имен я не запомнил, обращался, просто, “Кэп” и “Шеф”, причем, первый день я думал, что я подвинулся рассудком и не могу запомнить кто есть кто: удивительно увидеть повара за штурвалом и капитана ловко шинкующего что-то на кухне. Оказалось, что повар раньше был капитаном а капитан раньше работал в крутом ресторане, так что, при необходимости, они без проблем помогали друг другу. Все стало на свои места, ок. И два молодых паренька- стаффа: Ата и Гюркен, на их долю много чего выпало: уборка, сервировка, подай-принеси, швартовка, управление “тузиком” и куча чего еще - все исполнялось мгновенно и в лучшем виде. Особенно часто кликали Гюркена, досталось ему по полной. Мы, даже, шутили, что первым словом малька будет не “папа-мама”, а Гюркен. Но, мы команде хорошие чаевые потом оставили.
Море
Буду краток. Где бы нас не носило, море везде было потрясающим. Слегка бодрило, но недолго, за полминуты привыкаешь и балдеешь.
Маршрут
Мы дважды отклонялись от заявленного маршрута: раз, чтобы пополнить запасы алкоголя и раз по погодным условиям. Но каждая локация нам нравилась, и не важно соответствовала она маршруту или нет. Ключевые места мы увидели.
Пляж Клеопатры
Есть мнение, что этот пляж настоящий, а тот что в Анталии - фейковый новодел для туристов. Еще говорят, что приплывать туда надо рано утром, чтобы избежать столпотворения. Мы приплыли в обед, так что, не избежали. Сама купалка впечатления не произвела, к моменту посещения пляжа, мы уже успели искупаться в таких красивых местах, что не испытали никакого вожделения насчет того, чтобы составить компанию плещущимся в изобилии “головастикам”. А вот побродить по руинам стоит - есть очень живописные интерьеры, где можно сделать красивые фото, с видом на море, даже. Загадайте желания на сердцевидных камнях, отнеситесь к этому со всей ответственностью - желания сбываются. На всю экскурсию отведите час-час пятнадцать, не больше. Стоимость входа 100 лир. Вернувшись на яхту, мы отплыли подальше от этого бедлама, и с удовольствием поплавали в чистейшей воде, и без посторонних.
Бухта Bal Suyu (Медовая вода)
. Этой бухты не было в программе, мы пришли туда по погодным показаниям, очень удачно укрылись от ветра и увернулись от дождя. Бухта изумительной красоты и чистоты - плавать одно удовольствие, но есть морские ежи. Плавая вдоль берега и не решаясь ступить на дно, обратили на себя внимание каких-то растаманов, которые обитали в палатке на берегу, они выманили нас на берег, показав безопасный путь. Компания была интернациональная и веселая. Один из хиппи поманил нас в гору, какой-то козьей тропой, обещая потрясающие виды. Пришлось пойти, хоть мне и тяжело было. Не зря сходили, действительно красиво. На обратном пути “дитя Солнца” бросился обрывать какой-то куст, приглашая нас присоединиться, говорил, что это надо заваривать и пить, как чай. Я было начал, а потом подумал, и где я их буду заваривать? В Москву повезу? Ну и привезу, лет на 15 строгого режима! Не стали рвать. По возвращении на яхту нас ждала настоящая BBQ вечеринка, прямо на яхте – праздник к нам приходит! Шеф подготовил для гриля баранину и курицу, но начал с хлеба. На сковородке растопил шматок сливочного масла, грамм 250, в это масло он макал куски толсто нарезанного белого хлеба, с одной и с другой стороны, и быстро на гриль, секунд по 15 с каждой стороны. Очень вкусно! Баранина - просто бомба, как он это делает? Причем, без соли – каждый подсаливал по вкусу, или не подсаливал. И овощи – море травы и овощей. Давно я так вкусно не ел! Вечер опять удался!
Бухта Ялычифтлык
(списал название с сайта 32 румба, запомнить невозможно) Интересная бухта, можно высадиться и прогулятся. Только хочу уточнить насчет лесов, которые окружают бухту, о которых говорит организатор. Пару лет назад эти леса круто погорели. Хозяин яхты рассказал, как он и другие владельцы яхт посылали сюда из Бодрума свои корабли для эвакуации населения. На гулете, рассчитанном на 15 туристов, вывозили человек по 40. Так что лес там в процессе восстановления. В остальном там приятно и уютно. В этой бухте нас настигла невероятная луна, которая творила, при поддержке облаков, невероятные картины.
Развлечения
Все мы – взрослые люди, должны уметь развлекаться самостоятельно. На борту есть шашки, шахматы, нарды, карты. Вечерами мы или просто общались, или играли в “Уно” – это игра со специальной колодой карт, но она нам не зашла. А на “Ура!” зашла “Мафия” – все оказались такими хитрецами премудрыми, так ловко врали и изворачивались, что угадать ху из ху было очень трудно. Смеялись до упаду, просто, ржали. Один раз придумали Белую вечеринку, практически у всех нашлось что-то белое в гардеробе, в это и нарядились. Капитан нас поддержал, оделся в парадную форму, и Белая вечеринка превратилась в Капитанский вечер. В бухте ночевала еще пара яхт, и они тоже что-то праздновали. Мы приняли решение быть лучше всех. И когда в половине второго к нам приплыли и попросили быть потише, мы поняли, что справились с задачей.
Еда
Не даром мы обращались к нашему повару Шеф. Все и всегда было вкусно и разнообразно с преобладанием турецких мотивов - всегда сыр, много йогурта, бобовые вариации, помидоры, салаты. Первый обед удивил нас отсутствием мяса, оказывается турки обедают легко, весь основной удар берет на себя ужин. А на обед мясо можно заменить фасолью под каким-нибудь невероятным соусом и подать ее с пастой. Мы возразили, нас услышали, и на следующий день у нас были на обед чудные бараньи котлетки и пюрешка. Так держать! Шеф баловал нас свежевыжатым апельсиновым соком по утрам и традиционными турецкими медовыми сладостями, которые творил прямо на борту. Конечно были и морепродукты. Однажды мы ели очень вкусные и полезные, я надеюсь, водоросли, которые он собрал из моря во время стоянки. По утрам мы с ним вставали раньше всех, я спал на диване на корме, на открытом воздухе, он заваривал турецкий кофе в маленьких чашечках, и мы сидели, пили кофе, курили - встречали новый день. Кайф! Шефу, однозначно, пять звезд!
Алкоголь
Сухое вино, кстати, очень достойное, из старых турецких автохтонов, входит в программу. За первые три дня мы уговорили 15 бутылок - все что было. Значительно облегчились и запасы нелегкого алкоголя, взятого в дюти-фри. Первый раз отклоняемся от маршрута, чтобы зайти в какую-то пиратскую бухту и пополнить запасы. В бухте есть склад, магазином это не назовешь, где торгуют только за наличку, без ценников и кассовых аппаратов. Я присутствовал, когда наш турецкий друг торговался с владельцем склада. Боже, как они торгуются - столько эмоций, столько страсти, ни слова не понятно, но очень захватывающе! Вобщем, пьется на яхте изумительно всегда – за обедом, за ужином, за вечерней беседой под фрукты – заходит, как в сухую землю! И, главное, всегда есть возможность освежиться – трап в море не убирают, пять минут – и ты, снова, как огурчик.
Рыбалка
Рыба есть. И достойная. И я на нее зол - она от меня ушла. Дело было так. Считаю, что если на яхте есть, что закинуть - это надо закинуть. А вдруг? На Сейшелах и Мальдивах яхты были оборудованы специальными креплениями и удилищами для троллинга, там все без проблем. На гулете такого оборудования нет. Тем не менее, когда я заикнулся про рыбалку, морячок-стафф метнулся и принес снасть именуемую донкой - это большая жёлтая катушка, они, почему-то, чаще всего желтые, с отверстиями для хвата рукой и 150 метрами лески, плюс приманка. Никакой механики, все вручную. Принес, быстро закинул и вручил мне - развлекайся. Подергав леску, дабы оценить степень ее натяжения без добычи, я пристроил катушку на какой-то колышек на корме и занялся своими делами (текилой). Раз в двадцать минут я подходил и проверял натяжение – пусто, увы. Через два часа, при заходе в очередную бухту, леску пришлось выбрать, дабы она, при маневрировании, не замоталась о винты других яхт. И что же я обнаружил?! Сначала появились три поводка с мелкими, сантиметра по четыре, цветными силиконовыми кальмарчиками и маленькими крючками, потом два солидных грузила, и завершал цепочку белый, увесистый дельфинчик, сантиметров пятнадцать. На хвосте у дельфинчика болтался обрывок лески , и это все: ничего напоминающего тройник, или, просто хороший крючок! Выходит, я два часа, бесплатно, купал этого дельфина, без малейшего шанса на успех! Обидно. На следующем переходе я попросил заменить снасть - заменили, выдали катушку поменьше, с леской потоньше и покороче, но с блесной. Закинул – тоже бестолковка, блесна легкая, мотается в очень верхнем слое воды, периодически выпрыгивая на поверхность. На третий раз я взял первую, которая побольше, катушку, и на обрывок лески, который за дельфинчиком, привязал блесну, срезанную со второй катушки. Получилось здорово, увесисто и, как-то, по настоящему. И результат не заставил себя ждать, хоть и провальный, но тут я сам виноват. Переход ожидал нас долгий, часа три, вышли в открытое море, где я и размотал свою конструкцию, подергал леску – запомнил, как она без нагрузки. Первая проверка - безрезультатно, еще двадцать минут – и, взявшись за леску, я понимаю, что она натянута самым сумасшедшим образом, что там, вне всякого сомнения, кто-то сидит, и кто-то весьма солидный. И я начал действовать по “Сейшельскому протоколу” ( он же “Мальдивский”): Выпучить глаза и заорать, что есть мочи “ФИШ !!!” Одновременно, капитан останавливает яхту, а ты начинаешь работать с удилищем. Подтянул – подмотал – подтянул – подмотал. Леска все время в натяжении – рыбе волю не даем. Вытягиваем улов. Первый и второй пункты протокола были выполнены безукоризненно, за исключением момента работы с удилищем - нету удилища! Яхту я остановил и стал руками выбирать сразу ослабевшую леску. Успел выбрать метров пять, как, выбранная леска, в доли секунды снова исчезла в пучине, натянулась и … лопнула, с характерным звоном. Все. Рыбина, видимо, почувствовала слабину и рванула изо всех сил, которых у нее еще было много. Прочность лески на разрыв была 30 кг, так указано на катушке, кэп сказал, что это могла быть барракуда килограммов на 10–15. Прощайте блесна, дельфинчик и грузила. Отак! Что надо было делать? Протокол “Гулет”, так его назову: Севшую на крючок рыбину помотать за яхтой еще полчаса-час, чтоб устала – прочность лески позволяет. Яхту, ни за что, не останавливать, только снизить ход, когда придет время. На малом ходу, тихонько, выводить измотанную, уставшую рыбину, держа леску в постоянном напряжении. Ни в коем случае не давать слабину. Отакой умный я буду в следующий раз, а пока – облом. А я, уже, себя кормильцем, героем ужина представлял, блин!
Перед отъездом
Вечер и ночь перед расставанием предстояло провести в марине Бодрума. Наш радушный хозяин помог сделать этот вечер насыщенным и запоминающимся, заранее забронировав нам места в ресторане “Memedof” и в ночном клубе - сезон, без предварительной записи никак. Ресторан понравился, и не только нам. Видимо он считается престижным, я давно не видел, чтобы стояла очередь из ожидавших освободившегося столика, при том, что через дорогу стоит абсолютно пустой ресторан со скучающими официантами. В ресторане, для начала, вам дают выбрать сет из аппетайзеров, и когда вы с ними почти закончите, предложат выбрать основное блюдо. Я наелся , уже, аппетайзерами :) В качестве основного блюда мы выбрали большую рыбу на всех, и не смогли ее осилить, даже с дополнительной бутылкой вина. Было вкусно, хороший ресторан. Потом был клуб, но я там долго не смог, устал что-то, отчалил на яхту, а ребята знатно поколбасились, вернулись довольные. Шум-гам продолжается в марине до трех ночи, в три, как свет вырубили, разом все прекратилось, и тишина …